КАКИЕ СПОСОБНОСТИ РАЗВИВАТЬ: ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИЛИ ТВОРЧЕСКИЕ?

Высшая задача таланта — своим произведением
дать людям понять смысл и цену жизни.

В. Ключевский
В ситуации стагнации авторам и творцам иногда благоразумно задуматься о том, как развивать исполнительские и творческие способности? И стоит ли гнаться за двумя зайцами одновременно?

Первое, что нужно понять и принять, это то, что развитие исполнительских и творческих способностей идет принципиально различно. Так развитие ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ способностей или мастерства вначале идет быстрыми темпами, но затем, даже при благоприятных условиях, постепенно замедляется, а в определенный период времени и вовсе достигает своего предела. В лучшем случае такой предел приводин на пик, в худшем - тупик.

Совершенно иначе обстоит дело с совершенствованием ТВОРЧЕСКИХ способностей, которое даже при благоприятных условиях на начальном этапе идёт медленно и бесструктурно, ввиду отсутствия доказательств значимости участия побуждающих к творчеству истоков в формальных исходах творения. В связи с этим начало творческого процесса, как правило, остается незамеченным, но все же течет с "геометрическим ускорением" и пределов совершенства не знает, может продолжаться безгранично при сохранении условий “питания” для развития на всем активном участке.

Вывод № 1: Эффект от развития творческого компонента может “выстрелить” куда плодотворнее, чем от отточенного веками технического исполнения Вашего изделия, при этом гарантия успеха абсолютно обратно пропорциональна.

Второе важное открытие касается методов формирования исполнительских и творческих способностей, которые по своей природе принципиально различны:

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ способности – это результат обучения, усвоения ранее открытого опыта и знания, их запоминания, повторения, тренировки и им подобных методов. Такие способности – главный продукт традиционного обучения, в котором усердие и, можно сказать, что и принуждение как движущая сила стоят на главном месте.

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – плод движения интеллектуальных способностей индивида по пути от неизвестного до очевидного и принятого другими, или самостоятельного поиска нового решения задач в процессе упорядочения бесструктурных элементов в гармоничную связь между предметами и явлениями.

Творчество - продукт свободного развития и движения, при котором познание, интерес, увлечение и страсть – главные движущие силы.

Вывод № 2: мастерство можно оттачивать до высокой степени, делать совершенным, отшлифовывать, но творческий компонент товара может быть куда более выгодным конкурентным преимуществом, если его идея “попадет в яблочко” желания потребителя.

Третье, многие люди, в той или иной степени связанные с творчеством и изобретательством, открыли в себе интуитивную связь между ходьбою и процессом творческой концентрации. Что же связывает ходьбу с размышлениями и созданием?

а) ходьба - это изменение, а скорее улучшение многих химических процессов человеческого организма. Когда мы гуляем, биение сердце учащается, прогоняя больше крови и насыщая кислородом не только мускулы, но и все органы, включая мозг. Современные эксперименты показали, что во время или после физических упражнений, в том числе и с небольшой нагрузкой, люди справляются с тестами на память и концентрацию вниманию более эффективно.

б) регулярная ходьба помогает создавать новые нейронные связи между клетками мозга, улучшает микроциркуляцию мозговой̆ ткани, увеличивает объем гиппокампа - участка мозга, отвечающего за память, и повышает уровни веществ, стимулирующих рост новых нейронов и передающих коммуникацию между ними.

Вывод №3, поскольку многие усилия и действия во время прогулок протекают на бессознательном уровне, внимание человека, если оно не занято поглощением информации извне, остается свободным для размышления и осмысления собственных знаний. Такое время - самое эффективное для проведения мозговых штурмов, внутренних визуализаций, фантазий и “внутренних диалогов”, что как следствие выливается в обретение новых информационных модулей знаний или творческих инсайтов. Таким образом творческие способности не требуют особых средств для из развития, в то время как улучшение исполнительских дикутует необходимость проведения специальных упражнений и тренировок, обладания специальным оборудованием инструментами, а также наиличия качественного образовательного материала.

Четвертое, тактика заведомо ограниченного минимализма может стимулировать ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ потенциал и стать вполне работающей техникой развития ТВОРЧЕСКИХ способностей. Совет к действию прост: выйдите из зоны комфорта, поставив себе искусственные рамки в использовании материалов, техник или даже идей и тем. Подобные ограничения, как правило, заставляют творца глубже анализировать имеющиеся у него варианты и сдерживать его блуждающее сознание в рассмотрении всей мультивариантности имеющегося выбора. Другими словами, это позволяет исследовать менее знакомые пути, отклоняясь при этом от ранее известных направлений.

Вывод №4, творческие и исполнительские способности имеют взаимосвязь. Они дополняют и стимулируют друг друга. Однако также могут демпинговать и доминировать друг на другом.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что вопрос о том, какие лучше развивать способности: творческие или интеллектуальные, - зависит от конкретной ситуации. А точнее от уже имеющихся навыков и способностей, соотнося их с потребностями своих покупателей.
Made on
Tilda