О ТОВАРЕ >>> ЦЕНА И ЦЕННОСТЬ

Цените вещи не за то, сколько они стоят,

а за то, сколько они значат.

Паоло Коэльо



Из чего же формируется цена на творческие товары современных и ныне здравствующих дизайнеров, художников, мастеров ремёсел и хенд-мейкеров?

Безусловно, себестоимость есть у любой даже самой неосязаемой вещи или услуги. Это как минимум – потраченное вами время, что тоже стоит денег.

Большинство авторов в ответ на вопрос, как они устанавливают цену работы, рассказывают о разных способах расчета затрат, среди которых имеют место быть:

Переменные затраты
  • аренда мастерской
  • амортизация (износ оборудования)
  • коммунальные расходы
  • расходы на интернет и связь
  • налоги и расходы на юр.лицо
  • регулярная реклама

Постоянные затраты
  • материалы на изготовление работы
  • оплата труда привлеченных специалистов
  • оплата личного труда (время на работу)
  • стоимость размещения и продвижения работы

Все ли затраты вы учитываете в расчете стоимости ваших работ?

Но даже если вы правильно посчитали цену, самое интересное начинается, когда вы свое творение выводите на свет божий, или на рынок. Рынок диктует цены. И рыночные цены могут быть как выше, так и ниже себестоимости.
Опытные авторы интуитивно чувствуют, когда можно завысить, и когда следует занизить цену. А если интуиция – плохой советчик и автор чрезмерно занижает или завышает цену? Как вариант – воспользоваться шпаргалкой:

Когда воспринимаемая цена творческой работы ниже себестоимости и стоит по ней продавать?

-Залежавшийся, примелькавшийся товар

-Товар, выглядящий, как дешевый. Чтобы не уйти во вкусовщину, определим некоторые признаки дешевизны:
​​
  • Нарушение правил сочетания цветов. Здесь вам – цветовой круг в помощь. Подобрать цвета и проверить свой выбор можно на одном из доступных онлайн сервисах, например, Сolorscheme.ruСolorotateadobe colorи много других;
  • Контрасты и насыщенность. Чем ближе к пастельным оттенкам и монохрому – тем дороже и наоборот;
  • Прозрачность технологий, как повод покупателю подумать, что он тоже так сможет. Недостаточная обоснованность цены;
  • Чрезмерная тяга к блеску и сиянию и «богачеству». «Чем дешевле духи, тем сильнее их запах», Габриэль Лауб.
  • Нарушение правил композиции;
  • Повторение идей с сайтов китайских товаров;
  • И многое другое ))

-Морально устаревший товар (не модный, соответствует устаревшему представлению о стиле, функционально устаревший)

-У ближайших конкурентов есть товары с подобными атрибутами, функционалом или эмоциональной выгодой по таким же ценам или ниже
Когда воспринимаемая цена творческой работы выше рыночной?*

  • Уникальный авторский стиль/почерк/манера/образ жизни автора (e.g. Сальвадор Дали, Андрей Бартенев)
  • Адресность («как для меня сделано», e.g. Дина Сигадуллина и Himere)
  • Сильное эмоциональное воздействие на зрителя/потребителя (причем не обязательно положительное) (e.g. Куклы Тильда, Supon Phornirunlit, Терри Ричардсон)
  • Узнаваемость, известность автора (e.g. Карим Рашид)
  • Мощная маркетинговая поддержка (e.g. Кира Пластинина)
  • Красивая упаковка, привлекательная презентация (как смотрится на витрине)
  • Актуальность, попадание в тренды (e.g. Гоша Рубчинский)
  • Репутация /молва/отзывы (e.g. DIMA DMITIREV)
  • Влияние на общественные процессы (e.g. Рене Магритт, Энни Лейбовиц)
  • Невозможность воспроизвести (автор известен и его уже нет в живых, (e.g. Ван Гог, Энди Уорхол)

Здорово, когда художник, дизайнер, хенд-мейкер развивает свое творчество сразу по нескольким направлениям повышения ценности и цены. Но не все ведь хотят быть самыми дорогими авторами. Да и не все должны. Чем дороже бренд, тем уже круг потенциальных клиентов. И наоборот. Тут как раз уместно вспомнить пирамиду ценностей А. Маслоу, которую мы упоминали в разделе /О Рынке>> КОНКУРЕНЦИЯ/.

Для 90% всех товаров и услуг, потребляемых человечеством, действует закон: Чем ниже иерархический уровень ценностей, к которым апеллирует бренд, тем больше спрос. Что порождает большее количество предложений, более высокую конкуренцию и низкие цены.

На рынке арт- и хенд-мейд товаров - все с точностью до наоборот. Более высокий уровень иерархии ценностей порождает большее разнообразие предложений. Поэтому даже искусствоведы, арт-диллеры и арт-критики никогда не назначат точную цену произведения искусства. Поэтому, если картина современного художника была продана за баснословные деньги, сказать: переплатил или сорвал куш новый владелец произведения искусства - можно будет только спустя годы.

Положа руку на сердце, скажем, что на самом базовом, физиологическом уровне ценностей покупатели никогда не будут искать товары арт-индустрии. Для этого есть массмаркет и вездесущий Китай. Так что, конкурируем и устанавливаем цены для 4-х последующих уровней.

Проверьте себя: НА КАКИЕ УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ-ЦЕННОСТЕЙ ПРЕТЕНДУЕТ ВАШЕ ТВОРЧЕСТВО?

На более высоких уровнях больше возможностей для персонального брендинга, более широкие возможности для повышения воспринимаемой цены; спрос ниже, но и стабильнее, менее зависим от социально-экономических потрясений.

По наблюдениям экспертов арт-рынка в России дороже всего продаётся живопись, затем по убывающей: скульптура, графика, тиражные работы, акварель, фотография, эскизы и наброски и замыкают рейтинг личные вещи известных художников.
Если вы завышаете цены, страдаете только вы. Если занижаете – страдают все. Поэтому, золотое правило при определении ценовой политики в вашей нише – не демпинговать**! Устанавливая цены сильно ниже рыночных, вы перекрываете себе ресурсы для профессионального развития, не развиваете ценность ручного и интеллектуального труда в глазах покупателей и мешаете другим авторам устанавливать рыночные цены и развивать рынок спроса на арт- и хенд-мейд товары.

*Упускаем ценообразование при продаже произведений искусства, которые уже сменили несколько владельцев и имеют провенанс.

** Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. /ru.wikipedia/
Made on
Tilda