Опытные авторы интуитивно чувствуют, когда можно завысить, и когда следует занизить цену. А если интуиция – плохой советчик и автор чрезмерно занижает или завышает цену? Как вариант – воспользоваться шпаргалкой:
Когда воспринимаемая цена творческой работы ниже себестоимости и стоит по ней продавать?
-Залежавшийся, примелькавшийся товар
-Товар, выглядящий, как дешевый. Чтобы не уйти во вкусовщину, определим некоторые признаки дешевизны:
- Нарушение правил сочетания цветов. Здесь вам – цветовой круг в помощь. Подобрать цвета и проверить свой выбор можно на одном из доступных онлайн сервисах, например, Сolorscheme.ru, Сolorotate, adobe colorи много других;
- Контрасты и насыщенность. Чем ближе к пастельным оттенкам и монохрому – тем дороже и наоборот;
- Прозрачность технологий, как повод покупателю подумать, что он тоже так сможет. Недостаточная обоснованность цены;
- Чрезмерная тяга к блеску и сиянию и «богачеству». «Чем дешевле духи, тем сильнее их запах», Габриэль Лауб.
- Нарушение правил композиции;
- Повторение идей с сайтов китайских товаров;
- И многое другое ))
-Морально устаревший товар (не модный, соответствует устаревшему представлению о стиле, функционально устаревший)
-У ближайших конкурентов есть товары с подобными атрибутами, функционалом или эмоциональной выгодой по таким же ценам или ниже
Когда воспринимаемая цена творческой работы выше рыночной?*
- Уникальный авторский стиль/почерк/манера/образ жизни автора (e.g. Сальвадор Дали, Андрей Бартенев)
- Адресность («как для меня сделано», e.g. Дина Сигадуллина и Himere)
- Сильное эмоциональное воздействие на зрителя/потребителя (причем не обязательно положительное) (e.g. Куклы Тильда, Supon Phornirunlit, Терри Ричардсон)
- Узнаваемость, известность автора (e.g. Карим Рашид)
- Мощная маркетинговая поддержка (e.g. Кира Пластинина)
- Красивая упаковка, привлекательная презентация (как смотрится на витрине)
- Актуальность, попадание в тренды (e.g. Гоша Рубчинский)
- Репутация /молва/отзывы (e.g. DIMA DMITIREV)
- Влияние на общественные процессы (e.g. Рене Магритт, Энни Лейбовиц)
- Невозможность воспроизвести (автор известен и его уже нет в живых, (e.g. Ван Гог, Энди Уорхол)
Здорово, когда художник, дизайнер, хенд-мейкер развивает свое творчество сразу по нескольким направлениям повышения ценности и цены. Но не все ведь хотят быть самыми дорогими авторами. Да и не все должны. Чем дороже бренд, тем уже круг потенциальных клиентов. И наоборот. Тут как раз уместно вспомнить пирамиду ценностей А. Маслоу, которую мы упоминали в разделе /О Рынке>> КОНКУРЕНЦИЯ/.
Для 90% всех товаров и услуг, потребляемых человечеством, действует закон: Чем ниже иерархический уровень ценностей, к которым апеллирует бренд, тем больше спрос. Что порождает большее количество предложений, более высокую конкуренцию и низкие цены.
На рынке арт- и хенд-мейд товаров - все с точностью до наоборот. Более высокий уровень иерархии ценностей порождает большее разнообразие предложений. Поэтому даже искусствоведы, арт-диллеры и арт-критики никогда не назначат точную цену произведения искусства. Поэтому, если картина современного художника была продана за баснословные деньги, сказать: переплатил или сорвал куш новый владелец произведения искусства - можно будет только спустя годы.
Положа руку на сердце, скажем, что на самом базовом, физиологическом уровне ценностей покупатели никогда не будут искать товары арт-индустрии. Для этого есть массмаркет и вездесущий Китай. Так что, конкурируем и устанавливаем цены для 4-х последующих уровней.
Проверьте себя: НА КАКИЕ УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ-ЦЕННОСТЕЙ ПРЕТЕНДУЕТ ВАШЕ ТВОРЧЕСТВО?
На более высоких уровнях больше возможностей для персонального брендинга, более широкие возможности для повышения воспринимаемой цены; спрос ниже, но и стабильнее, менее зависим от социально-экономических потрясений.
По наблюдениям экспертов арт-рынка в России дороже всего продаётся живопись, затем по убывающей: скульптура, графика, тиражные работы, акварель, фотография, эскизы и наброски и замыкают рейтинг личные вещи известных художников.